Неисправности в работе кондиционера

 

НЕИСПРАВНОСТИ И НЕПОЛАДКИ В РАБОТЕ КОНДИЦИОНЕРОВ И ИХ УСТРАНЕНИЕ     

 

Здесь мы расскажем об особенностях и причинах возникновения самых распространенных неполадок в работе настенных, потолочных и кассетных сплит-систем, оценим их негативное воздействие на работу и общее состояние кондиционера, а также рассмотрим некоторые аспекты устранения и профилактики этих неполадок


 ГРЯЗНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Итак, начнем с самой простой ситуации. Грязные фильтры внутреннего блока настенной сплит-системы. Ситуация простая, но далеко не такая уж безобидная. Если ваш кондиционер не холодит, если из внутреннего блока течет вода, то первое, что надо сделать - открыть лицевую маску и убедиться в чистоте фильтров входящего воздушного потока. Скорее всего, никакой чистоты вы не обнаружите. На фото слева показан такой фильтр, полностью забитый пылью и грязью. На фото справа - то, как он должен выглядеть.

 

Как же влияют грязные фильтры на работу сплит-системы? Самое очевидное следствие - недостаточный поток воздуха, необходимого для обдува радиатора испарителя. То есть, попросту говоря, с аллюминиевых ребер радиатора не снимается холод. Тот самый холод, которого ожидает пользователь.

 

Но это - не все. Во-первых, радиатор начинает обмерзать ( покрываться инеем, снегом, льдом) , что вообще сводит к минимуму эффективность работы кондиционера. Во-вторых, нештатная работа крайне неблагоприятно сказывается и на работоспособности важнейшего узла кондиционера - компрессора: в перспективе это грозит поломкой самой дорогостоящей части системы. В-третьих, в паузах между рабочими включениями намерзший лед откалывается и падает в дренажную ванночку, забивая сливное отверстие. В итоге вода потечет через края этой ванночки прямо на стену, портя отделку...

 

И, наконец, сами по себе долговременные скопления пыли и влажной грязи - отличная питательная среда для развития всевозможных бактерий ( включая болезнетворные). В состав этой грязевой "корки" могут входить и различные аллергены. Опять же грязь на фильтрах - источник неприятных запахов. Если же сплит-систему устанавливают в местах, для работы в которых она не приспособлена, то последствия могут быть еще хуже.

 

Почему же мы назвали эту неполадку самой простой? Да потому что как раз с нею пользователь может и должен справляться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Фильтры чистятся очень легко - достаточно просто вынуть их из кондиционера и промыть теплой водой. Эту операцию рекомендуется проводить не реже раза в месяц, если кондиционер работает в помещении, где постоянно находится не очень много людей. Для более людных помещений рекомендуемая частота - раз в две недели.

Впрочем, в некоторых случаях без специалистов обойтись трудновато. Например, когда внутренние блоки кондиционера расположены довольно высоко. Нельзя же вменять в обязанности чистить фильтры, например, рядовому сотруднику офиса или просто пожилому человеку. В то же время , проводя плановое обслуживание кондиционеров , мастера могут позаботиться и об очистке фильтров.

 


ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР НАРУЖНОГО БЛОКА

Уберечь от загрязнения радиатор наружного блока (конденсатор) возможно, только разместив его в очень чистом техническом помещении, исключающем сильную запыленность. Сами понимаете, это практически не встречающийся идеал. Всевозможные ограждения, козырьки только усугубляют вероятность загрязнения радиатора, так как создается большее разрежение в промежутке между стеной и задней стенкой внешнего блока.

 

В это разрежение и устремляется пыль, тополиный пух и прочая грязь, задерживающаяся на радиаторе. В дальнейшем может вырасти буквально "войлочное одеяло", практически исключающее нормальный уровень обдува конденсатора. Естественно все физические процессы при этом не могут протекать в штатном режиме. Итогом может стать выход компрессора из строя.

 

Если ваш кондиционер перестал нормально холодить, первым делом необходимо проверить - не является ли это следствием сильного загрязнения фильтров, радиаторов и вентилятора. Если это так необходимо немедленно произвести очистку кондиционера.


БРАК ПРИ РАЗВАЛЬЦОВКЕ ТРУБКИ ФРЕОНОВОЙ ТРАССЫ

 

Неправильно выполненная развальцовка фреоновой трубки - это наиболее частая причина быстрой утечки фреона из системы. На верхней фотографии мы видим экстраординарный случай - "юбка" буквально раздавлена накидной гайкой. Но на практике брак при развальцовке чаще всего не выглядит столь явным. Однако для того, чтобы фреон "ушел", достаточно и практически незаметной микротрещины. 


НЕИСПРАВНОСТИ ДРЕНАЖА КОНДИЦИОНЕРА

  


ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР ВНУТРЕННЕГО БЛОКА

Испаритель - одна из важнейших деталей кондиционера. Именно в ней происходит кипение хладагента, вследствие которого происходит охлаждение змеевика и аллюминиевых пластин (ребер) радиатора и соответственно, проходящего через него воздуха. Очевидно, что для лучшего теплообмена эти пластины должны непосредственно контактировать с проходящим воздухом. А любое загрязнение этих пластин существенно ухудшает этот теплообмен.

 

В отличие от фильтров, радиатор испарителя чистится не столь легко и удобно. Собственно, фильтры и предназначены в первую очередь для защиты испарителя от загрязнения. Однако, как бы хорошо ни были спроектированы фильтры, они не могут задержать всех загрязняющих элементов. Например, они не могут полностью задержать табачный дым (в котором содержатся очень липкие смолы) или кухонные испарения, содержащие микроскопические частицы жира, кислот и т.п. (именно поэтому не рекомендуется устанавливать сплит-системы на кухнях, по крайней мере не оборудованных вытяжками).

 

Смолы, жир и липкая влага, оседающие на ребрах испарителя, являются в своем роде склеивающим веществом для пыли. В результате испаритель может покрыться буквально коркой грязи, совершенно не пропускающей воздух сквозь радиатор.

 

Для чистки слабо загрязненного радиатора достаточно просто удалить с его пластин пыль, но для более сложных ситуаций и решения посложнее. Можно использовать пароочиститель или пылесос, но иногда не остается другого выхода, кроме полной разборки внутреннего блока для тщательной промывки радиатора и вентилятора. Пренебрегать необходимостью очистки ни в коем случае нельза и, безусловно, выполнять ее должен только специалист.


ГРЯЗНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР ВНУТРЕННЕГО БЛОКА

Иногда даже топовые модели кондиционеров страдают особыми недостатками конструкции: вентилятор внутреннего блока подсасывает воздух не через решетки входного потока с фильтрами, а через выпускной диффузор. В результате пыль бесперепятственно оседает на крыльчатке вентилятора. А в совокупности с влагой эта пыль, частички пуха, шерсти образуют изрядную "шубу" на вентиляторе.

 

Мало того, что эта грязь является постоянным источником опасности для здоровья людей ( ведь она - отличная среда для грибков и бактерий), но и здоровью самого кондиционера также наносится вред. Ведь заросший грязью вентилятор не дает необходимого рассчетногопотока воздуха для обдува испарителя. Симптомом такой ситуации являются обмерзшие испритель и газовая труба. Ну конечно еще слабый воздушный поток и отсутствие нормального холода. Кроме того иногда можно увидеть, как из внутреннего блока обильно летят черные хлопья. Это означает, что количество наросшей грязи на вентиляторе уже настолько велико, что даже не удерживается на нем. Ни о каком нормальном обдуве радиатора в этой ситуации не может идти речи.

 

Таким образом очистка вентилятора - также необходимейшая часть сервисного обслуживания кондиционеров. При необходимости также может потребоваться полная разборка блока ( с предварительной консервацией хладагента в компрессоре).


ЗАЛОМ ТРУБКИ ФРЕОНОВОЙ ТРАССЫ

 

А вот это уже тяжелый случай: явный брак в работе монтажников. Последствия для техники могут быть самыми печальными и притом в очень малые сроки. К сожалению компетенции заказчика вряд ли хватит, чтобы обнаружить подобный "подарок". Совет только один - стараться наблюдать за действиями монтажников. При проектировании установки кондиционера необходимо проследить, чтобы каналы для фреоновой трассы не делали поворотов под малыми углами и с очень малым радиусом, а также чтобы монтажники пользовались качественными трубогибами.

 

А с данной неисправностью, увы, может справиться только специалист со специнструментом. Правда в случае, представленном на верхнем фото поврежденный участок трубы придется просто отрезать и напаивать вместо него новый, снова развальцовывать. К этому надо добавить и несколько необходимых операций для обеспечения самой возможности ремонта - удаление фреона из трассы и последующая её очистка от продуктов пайки.

 

Более простой способ "лечения" подходит для менее фатальных заломов:

 

Такой залом трубки выправить все-таки можно, не прибегая к вырезанию деформированного участка. Это делается с помощью тисков из комплекта для развальцовки медных труб. Но и для этой правки необходима достаточная квалификация исполнителя, так как и при правке можно повредить трубку. Предельно допустимое сужение внутреннего сечения - не более, чем до 70 % от первоначального. В противном случае будет происходить нештатное дросселирование хладагента, что приведет к некорректной работе кондиционера, а в худшем случае и к поломке.


ОШИБКИ В ЭЛЕКТРОКОММУТАЦИИ 

Если ваш кондиционер не включается или некорректно выполняет команды с пульта, то одной из возможных причин этого может быть неправильная коммутация питающих и сигнальных проводов соединяющих внешний и внутренний блоки. Это - довольно частая небрежность, которую допускают неопытные монтажники.  

Вообще в некоторых случаях подобная ошибка сразу же приводит к повреждению элементов управляющей платы, но в некоторых случаях она может проявить себя через некоторое время после сдачи объекта заказчику. По идее - случай гарантийный и даже более того - фирма должна бы выплачивать компенсацию за порчу техники. Но порой привлечь установщиков к ответственности не представляется возможным.

 

В лучшем случае придется перекоммутировать провода правильно. Хуже, если придется ремонтировать или менять плату, что, хотя и затратно, но не так уж и сложно. Но неправильная коммутация может в некоторых случаях и нанести вред более трудноремонтируемым узлам.

 

В материалах раздела использованы фотографии с форума сайта aircon.ru